Воскресенье, 24.09.2017, 22:09 Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта
Форма входа
Поиск

Урок физики


Иваненко Вера Ивановна, специалист I категории

Трудно было человеку миллионы лет   назад,

Он совсем не знал природы,

Слепо верил в чудеса,

Он всего, всего боялся.

И не знал, как объяснить

Бурю, гром, землетрясенье,

Трудно было ему жить.

 

И решил он, что ж бояться,

Лучше просто все узнать.

Самому во все вмешаться,

Людям правду рассказать.

Создал он земли науку,

Кратко "физикой" назвал.

Под названьем тем коротким

Он природу распознал.

ТЕМА УРОКА: АТМОСФЕРА И АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ .

Задача: открыть для учащихся атмосферу и атмосферное давление, познакомить их с приборами, работающими за счет давления атмосферы и широко используемые в быту.

Сверхзадача: сформировать у учащихся положительное отношение к изучению явлений окружающего мира, привлекая внимание учащихся эффективными демонстрациями, вызвать чувства удивления и сформировать потребность внимательного отношения к незаметным явлениям окружающего мир; но которые играют существенную роль почти во всем что происходит на Земле, на примере атмосферного давления показать и убедить, что благодаря наблюдениям и опыту каждый человек накапливает знания об окружающем нас мире.

Концепция: наблюдения, опыт и умозаключения распространенные, доступные эффективные методы поиска истины в науке.

Тезис: демонстрация явлений природы, эксперимент - критерий истины в науке, доказательство существования атмосферного давления. Демонстрации явлений природы не особый процесс, а научный метод познания (изучения ) явлений природы позволяет создавать устройства и механизмы широко используемые в быту и на производстве.

1. ВСТУПЛЕНИЕ: Установление контакта, привлечение внимания, включение учащихся в решение главных проблем урока.

- Сегодня мы с вами проведем необычный урок. Мы станем участниками увлекательного урока – телепередачи "Очевидное - невероятное".

Работа с карточками: выяснение темы урока.

Слайд: тема урока.

Откройте тетради и напишите тему урока.

Мы живем на дне большого глубокого воздушного океана и как рыбы в воде ничего не знают о давлении воды, так и многие из вас до сегодняшнего дня ничего не подозревали о давлении атмосферы. Давление воздуха заставляет вращаться ветряные двигатели, надувают паруса, сносят крыши домов, приносят дожди.

Атмосфера газовая оболочка окружающая Землю -а тмосфера (атмос -пар и сфера- шар). Смесь газов ,образующих атмосферу Земли, называют воздухом, состав: 78 % азота, 21 % кислорода и остальные газы 1%.

"Атмосферою жива вся земля. Океаны, моря, реки, ручьи, поля и леса, растения и животные, люди - все это живет в воздухе живо воздухом. Воздушное море покрывает весь земной мир волны его описывают горы и долины, и на дне его живем мы, насквозь пропитанная той же стихией. Эта животворящая жидкость вливается в наше легкие с каждым вздохом, среди нее начинается хрупкое существование новорожденного младенца, и она же принимает последний вздох умирающего. Она растачает радующую нас зелень над лугом, питая и маленькие, еще нераспустившиеся цветочки, и большие деревья, неустанно наполняющая в себе лучи солнца, её цветов являющихся с ближайших холмов, и звук, дающий возможность общения для живых существ и пения птиц, и шум леса, и ропот пенящихся волн. Без нее наша планета была бы безплодной, безжизненной, мертвой".

Камиль Фламмарион. Атмосфера. Спб, 1900 г., стр. 1, 2.

Слад 1: атмосфера

1-ый Конструктивный вопрос. Как обнаружить атмосферу?

Демонстрация 1. Каждому из нас приходилось погружать опрокинутый вверх дном стакан в воду и наблюдать, что вода не поднимается заметно в стакане. И если стакан переворачиваем в воде из него вырывается пузыри после этого вода заполнит стакан. Воздух занимает пространство.

Воздух имеет массу. Демонстрация 2 /взвешивание воздуха/  слайд2.

2-ой Конструктивный вопрос. Мухи обладают удивительной способностью подниматься по вертикальному гладкому оконному стеклу и свободно разгуливать по потолку. Почему?

Ответы учащихся....

Демонстрация 3. Демонстрация присоски.

2. Главная часть. Последовательное развертывание тезиса на основе решения конструктивных вопросов демонстрацией атмосферного давления, в тесном контакте и взаимодействии с учащимися в приемлемой для учащихся 8 класса, в логической связи между доводами и тезисом.

3-ий Конструктивный вопрос: это было в далеком 17 веке, Рене Декарту /1596-1650... гг./ попадает в руки старый серебряный флакон от духов, продырявленный острием шпаги. Он обратил внимание, что закрытого пробкой продырявленного флакона духи не вытекают, но стоит вынуть пробку - жидкость выливается. Какая тому причина?

Ответы учащихся...

Демонстрация 4. Демонстрация явления (пластиковая бутылка из под шампуня с продырявленным дном)

Это маленькое событие сыграло большую роль в науке, безделушка и наблюдательность Декарта позволили открыть атмосферное давление, вакуум, барометр.

Рассмотрим еще старый удивительный опыт:

Демонстрация 5. Прикроем бумагой отверстие в стакане с водой и, придерживая рукой бумагу перевернем стакан с водой в воздухе вверх дном, вода не выливается после того, как мы перестали поддерживать бумагу. Бумага остается как прижатая к краю стакана. Что удерживает воду в стакане?

Ответы учащихся..

Слайд3: опыт Торричелли.

Нормальное давление 760мм.рт.ст

Вывод: Земля окружена атмосферой. Воздух - атмосфера - газ без стенок. Атмосфера оказывает давление. Проведем расчет атмосферного давления на человека. Сила F = p * S , p =101325 Па- нормальное атмосферное давление, s =1,5 м 2 площадь поверхности тела учащегося 8 класса ,тогда F =101325 Па *1,5 м 2=151988 Н, что соответствует весу тела массой m = F/g =15000 кг или 15 т. После вычисления силы давления на человека - масса неожиданных реплик ... Но мы справляемся с такой нагрузкой, т.к. внешнее атмосферное давление уравновешивается давлением жидкости внутри нашего организма.

Слайд 3: барометр – анероид.

Работа с карточками: выяснение чкму равно нормальное давление в Па.

Так как воздух имеет вес, то расчитать давление можно по алгоритму:

1.      p=F÷S, F=P=mg, m=ρV, S=V÷h, p=ρVgh÷V, p=ρgh, ρ=13600ΚΓ/M3

2.      p=101кПа

Атмосферное давление зависит от погоды и высоты.

Слад 4: 12м – 1мм.рт.ст.

Как переносит человек различную высоту над уровнем моря?

 Влияние Солнца на Землю осуществляется через атмосферные процессы. Землетрясению предшествует резкое изменение АД в различных местах земного шара, в результате чего происходит перекачка гигантских атмосферных масс из одного полушария в другое. Землетрясения происходят чаще всего при низком АД и при малом количестве осадков.

Отмечена связь перепадов АД с колебаниями силы земного притяжения.

Понижение АД вызывает подъем вредных газов (паров ртути, радона и др.) из глубин Земли на ее поверхность, снижает содержание кислорода в воде. Изменению температуры воздуха во все времена года сопутствует изменение АД. Сильное влияние на изменение АД оказывает Луна, которая вызывает приливные явления в атмосфере и в воде.

Заключение:

Утверждение тезиса в понятной и приемлемой форме для данной аудитории.

Последний конструктивный вопрос:

Что позволяет мухам свободно разгуливать по потолку?

Почему духи не выливаются из закрытого пробкой продырявленного флакона?

Что держит воду в стакане?

Что переливает жидкость из сосуда в сосуд?

Ответ: АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ.

Загадки о барометре – анероиде.

Проверка усвоения знаний: работа с тестом.

1.      Нормальное атмосферное давление:

А) 760 мм рт ст. Б) 720 мм рт ст. В) 780 мм рт ст. Г) 700 мм рт ст.

2.      Для атмосферы не измеряется физическая величина:

А) давление    Б) плотность    В) температура   Г) время

3.      При помощи атмосферного давления действуют медицинские приборы, кроме:

А) шприц   Б) пипетка   В) термометр  Г) клизма

4.      Какой прибор применяют для измерения атмосферного давления?

А. манометр                      Б. барометр                       В. термометр

5.      Торричелли создал ртутный барометр.   Какой высоты был столб ртути в этом барометре?

А. 76 см                                Б. 1 м                         В. 10 м

6.      Выразите давление 760 мм  рт. ст. в паскалях.

А. 104000 Па            Б. 118000 Па             В. 101000 Па

7.      На какую высоту надо подняться, чтобы давление воздуха
   уменьшилось на 1 мм  рт. ст.

А. 10 м                                  Б. 12 м                       В. 76 м

8.      На поверхности Земли атмосферное давление нормальное.   Каким будет атмосферное давление в шахте на глубине 240 м?

А. 740 мм  рт. ст.                Б. 760  мм  рт. ст.    В. 780  мм  рт. ст.

9.      Каково показание барометра на уровне высоты  Московской телевизионной башни (540м),
   если внизу башни барометр показывает давление 755 мм  рт. ст.?

А. 710 мм  рт. ст.               Б. 715  мм  рт. ст.    В. 720  мм  рт. ст.

10.  Атмосферное давление на Ленинских горах 748 мм  рт. ст.,   а на уровне Москвы-реки 775 мм  рт. ст.
   Вычислите высоту Ленинских гор.

А. 120 м                                Б. 320 м                     В. 720 м

 

Как мы пьем?

Втягивание ртом жидкости вызывает расширение грудной клетки и разрежение воздуха как в легких, так и во рту. Повышенное по сравнению с внутренним наружное атмосферное давление «вгоняет» туда часть жидкости. Так организм человека использует атмосферное давление.

Что произошло бы на Земле,  если бы воздушная атмосфера вдруг исчезла?

- на Земле установилась бы температура приблизительно -170 °С, замерзли бы все водные пространства, а суша покрылась бы ледяной корой.

- наступила бы полная тишина, так как звук в пустоте не распространяется; небо стало бы черным, поскольку окраска небесного свода зависит от воздуха; не стало бы сумерек, зорь, белых ночей.

- прекратилось бы мерцание звезд, а сами звезды были бы видны не только ночью, но и днем (днем мы их не видим из-за рассеивания частичками воздуха солнечного света).

- погибли бы животные и растения.

Рыбы живущие в воде, не подозревают о давлении воды, так и мы на дне глубокого воздушного океана не ведаем об атмосферном давлении.

Наблюдения и опыт - источники научных знаний, основные методы получения научной истины.

Домашнее задание:

 

Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Дизайн сайта
Оцените мой сайт
Всего ответов: 302
Block title
Block content
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика